Ажиотаж вокруг стационара в деревне Талицы продолжается - помимо обсуждений в кругах пациентов и медработников, обращение на эту тему поступило и губернатору. Дабы слухи и дальше не росли как снежный ком, главный врач больницы Владимир Михайлович Мануйлов пригласил автора письма к себе, чтобы в спокойной обстановке подробно рассказать о сложившейся ситуации и ответить на все возможные вопросы.

«ЗАКРЫВАЕТСЯ «Софринская городская больница им. Семашко Н.А.». Мы, жители Пушкинского района, против этого по трем причинам - социально малозащищенные жители нашего района остаются без доступной стационарной медицинской помощи; около 30 высококвалифицированных медицинских работников теряют работу и средства к нормальной жизни; больница со 100-летней историей - нельзя так просто взять и разрушить качественно функционирующее медицинское учреждение. Просим принять меры к сохранению нужной нам больницы», - такое обращение поступило в адрес губернатора Московской области и, естественно, оказалось у нас для ответа.

Несмотря на то, что информация о приостановлении деятельности подразделения уже была детально изложена на сайте больницы, в соцсетях, на информационных порталах и в печатных СМИ, главный врач нашел время в плотном графике для личной встречи, а Людмила Анатольевна, автор письма, откликнулась на приглашение - беседа продолжалась почти час.

Л.А. - Идет большой общественный резонанс, обеспокоены и сотрудники стационара, и пациенты. На наш взгляд, это хорошая больница. Зверосовхоз, Талицы, Софрино, Лесной - отовсюду люди поступают в стационар. И среди них много пожилых.

В.М. - А кто сказал, что стационар закрывается? Он лишь приостанавливает свою работу. Причем об этом мы неоднократно информировали жителей. На данный момент в этом стационарном подразделении невозможно соблюсти ни антитеррористическую, ни противопожарную защищенность - так как центрального отопления нет, там находится котел и запасы дизельного топлива. И это, в том числе, в деревянных зданиях, которым больше 100 лет! Они же как порох могут вспыхнуть, а не дай Бог лесные пожары в Подмосковье начнутся как это было несколько лет назад…

Л.А. - Мы все под Богом ходим, если пожары начнутся, то все пострадать могут…

В.М. - Но в этой ситуации спрос будет с меня. Помимо пожарной безопасности, которая оставляет желать лучшего, там отсутствует элементарное ограждение территории. Сегодня я не могу обеспечить в этой больнице сохранность жизней и здоровья пациентов и персонала.

Л.А. - Почему, в таком случае, забор не поставить?

В.М. - Потому, что принимать какие-то кардинальные решения по строительству и ремонту, можно лишь войдя в госпрограмму. Я не буду говорить, о том, чем занимался главврач Софринской больницы до объединения, наверняка определённые меры предпринимались, но с 1 июня больница вместе со стационарным отделением вошла в состав нашей. И уже нам вынесено предписание о невозможности эксплуатировать эти помещения без капитальных и реконструктивных ремонтных решений. Срок поставлен до 19 ноября. Что сделано мной, как руководителем? Естественно, я известил об этом Министерство здравоохранения Московской области. Уже там принято решение и подписаны соответствующие документы о приостановлении деятельности стационарного подразделения. Подчеркиваю - не закрытии, а приостановлении! Мы законсервируем помещения, часть коечного фонда передадим в стационар Ашукино, часть - в Пушкино. В Софринской поликлинике (теперь поликлиника №6) мы организуем с 1 декабря дневной стационар. Сейчас делается все, чтобы жители района не потеряли гарантированную возможность получить медицинскую помощь.

К тому же стационар в Талицах нельзя назвать полноценным стационаром - он всегда существовал с одним врачом, и люди, которые туда ложились, были под врачебным наблюдением только 7 часов 5 дней в неделю. Все остальное время там был лишь средний медперсонал. И оказать экстренную или неотложную медицинскую помощь не представлялось возможным.

Л.А. - Но, тем не менее, больница в таких условиях долго существовала…

В.М. - Но ведь жители района имеют право на что-то более достойное! Например, в пушкинском стационаре во внерабочее время, в выходные и праздничные дни заступает на дежурство 102 медицинских специалиста, из которых 20 - врачи. Согласитесь, к нам здоровые люди не поступают, и далеко не всякая патология обречена на благоприятный исход, в стационаре Пушкино мы можем оказать неотложную помощь круглые сутки и семь дней в неделю, а в стационаре д. Талицы на 25 коек, где по нормам должно быть 1,25 - 1,5 ставки врача, организовать круглосуточное дежурство врача я просто физически не смогу.

Л.А. - А нельзя оставить все так, как есть? Средний медперсонал мог бы справиться…

В.М. - Он не имеет на это право. Средний медперсонал может вызвать только скорую помощь или врача. Я не могу обрекать жителей, которые туда обращались, на то, что в случае необходимости они не смогут получить неотложную круглосуточную медицинскую помощь. К тому же, прежде чем принимать решение о приостановке деятельности стационара, мы провели анализ - кто и с какой патологией там лечится. Могу сказать, что 100% пациентов лежат там не по профилю и не получают в полном объёме необходимое обследование и лечение. Проводимые проверки подтвердили мои слова.

Л.А. - Там недалеко стоит многоэтажный дом, где живет много пожилых людей, которые периодически лежат в этой больнице. И самостоятельно добраться до другого стационара им будет очень сложно. К тому же там много многодетных семей…

В.М. - Хотя мы ратуем за то, чтобы все могли получить доступную медицинскую помощь, но, согласитесь, не можем возле каждого многоэтажного дома поставить больницу. В этом доме живет около 300 человек, по нормативу, да и то с натяжкой, там может быть лишь фельдшерско-акушерский пункт. Но никак не больница. Я недавно беседовал с заведующим стационаром в Талицах - хороший, толковый врач, который согласен, что там лежат пациенты с амбулаторной патологией, которым требуется лишь поддерживающее лечение. Когда я там был последний раз, только одному пациенту ставили капельницы и еще одному - уколы внутримышечно. Скажите, для того, чтобы пациент принимал таблетки 3 раза в день, ему нужно находиться в стационаре? Тем более в этом стационаре, где могут сделать только ЭКГ? Там нет своей лаборатории, нет УЗИ, рентген есть, но нет специалиста. Это не укладывается в рамки нормального и цивилизованного отношения к нашим жителям имеющим гарантированное право на медицинскую помощь в полном объёме. Вы же не желаете своей маме такого лечения, когда только кровь из вены и пальца возьмут, да таблетку дадут.

Л.А. - Извините, но в Пушкино не лучше - кого-то выносят вперед ногами после инсульта, кого-то увозят в Москву, чтобы сохранить жизнь…

В.М. - Вы про какой период времени говорите?

Л.А. - Я столкнулась с этим три года назад.

В.М. - Я пришел сюда работать в январе 2017 года, чуть менее 3 лет. И не для того, что констатировать смерти, а для того чтобы делать здравоохранение эффективнее и доступнее. И первое, что сделал - это организовал первичное сосудистое отделение, где люди госпитализируются после инсультов. До того, как мы это отделение организовали и ввели дополнительно 6 коек в реанимации для таких пациентов, смертность была большая - около 40% тех, кто поступал с инсультами. Сегодня смертность среднеевропейская – около 20%. Мы стали делать тромболизиз (терапия, направленная на растворение тромба). Ведь одна из основных причин инсульта - тромб. Мы взяли на работу сосудистого хирурга, доктора медицинских наук, который проводит реконструктивные операции на сонных артериях, вторая по частоте причин инсульта – стеноз (сужение) сосудов шеи. Если бы еще пациенты не терпели до последнего, а большинство пациентов поступают через несколько дней после инсульта, то выживаемость была бы ещё выше. Но даже в этих ситуациях мы прикладываем все силы - на базе отделения работают массажист, логопед, медицинский психолог, инструктор по ЛФК. Сейчас мы получим специальное оборудование для реабилитации таких пациентов, что улучшит качество оказания медицинской помощи жителям Пушкинского городского округа с сосудистой патологией.

Да, проблем еще много, но мы их решаем. А вспоминать, что было три года назад… Хотя, давайте вспомним - согласно статистике в 2016 году из Пушкинского района в другие регионы ушло получать медпомощь около 6 тысяч человек. В прошлом - 2 тысячи 200 человек. Часть пациентов и будет уходить - они идут в специализированные центры получать высокотехнологичную помощь. Это шунтирование, стентирование, онкология... Ведь было бы не совсем правильно развивать здесь подобные направления, когда совсем рядом - в Москве - есть мощные федеральные центры.

Но есть и другой пример - раньше женщины уходили рожать в Москву, а сейчас те же москвички приезжают рожать к нам. По оценке министра здравоохранения, наш роддом лучший в Московской области.

Раньше уходили в другие центры оперироваться в плановом порядке пациенты с грыжами и холециститами - у нас не было условий, так как Пушкинская больница скоропомощная, более 90% пациентов поступает по скорой помощи для получения неотложной и экстренной медицинской помощи. Но мы сделали отделение плановой хирургии - люди приходят в поликлинику, обследуются в течение нескольких дней (при желании это можно сделать и в стационаре), поступают в больницу, на следующий день оперируются и через несколько дней выписываются. Операционная в этом отделеннии работает в две смены, операции завершаются в 19-20 часов. Для плановой операции уже не надо куда-то уезжать. Еще мы стали проводить операции на позвоночнике. В больницу пришёл работать высококвалифицированный нейрохирург, и уже в Пушкино появилась возможность получить этот вид помощи в после травмы позвоночника или головного мозга.

Согласитесь, при таком раскладе неправильно оставлять стационар, где пациенты остаются на попечение одной медсестры.

Не хочу показывать на цивилизованный и высокоразвитый Запад, но там, в таком городе как Пушкино, стоит больничка коек на 70, да и то не в каждом. У нас - на 700. Это более чем удовлетворяет потребности жителей района. Но на Западе в больницу ложатся те, кому реально нужна помощь. А у нас в стационар могут лечь перед посевной, и осенью, как картошку выкопали, еще раз здоровье в больнице поправить. Но если человек идет в больницу полежать и отдохнуть… Тогда ему лучше ехать в санаторий. Если мы хотим чтобы население было здоровым и чтобы здравоохранение было эффективным, то должны следовать требованиям времени, а значит больше должны заниматься профилактикой, диспансеризацией, динамическим наблюдением за пациентами имеющими хронические заболевания, поощрять здоровый образ жизни. Причем, когда это возможно, в домашних или амбулаторных условиях. Да и с экономической точки зрения выгодно.

Л.А. - Печально, что все завязано на деньгах…

В.М. - Да, государство вынуждено считать деньги. Медицина - социальная сфера, которая только поглощает. И государство должно смотреть, чтобы она не поглощала неоправданно много, а неминуемые затраты на здравоохранение свести к тому, чтобы они эффективно работали. Выгода, в том числе и финансовая, от хорошей работы системы здравоохранения появляется не сразу после того как пациент выписывается из больницы, а гораздо позже, когда он будет здоровым трудится, преумножая национальное богатство нашей страны.

Сегодня больница продолжает развиваться - как вы видите, мы получаем новейшее оборудование, приходят на работу новые квалифицированные врачи. И мы об этом регулярно рассказываем и на сайте больницы, и в соцсетях, и через СМИ. Пациенты могут следить за изменениями, происходящими в сфере здравоохранения района. Делается очень многое, и делается это во имя жителей района. Кстати, что касается жителей немногочисленных населенных пунктов - объединение здравоохранения, которое произведено, делает доступность медицинской помощи равной для всех жителей района.

Л.А. - А что все-таки будет со стационаром в Талицах?

В.М. - Талицы сегодня стали слабым звеном в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья пациентов и персонала. Но мы от этого подразделения не отказываемся, его можно сохранить, уже подготовлены документы на рассмотрение включения его в госпрограмму. А пока он будет законсервирован, там останется охрана, чтобы ничего не разворовали и не разрушили. Не гарантирую, что в Талицах останется стационар в таком виде, как сейчас, но я приложу все усилия, и уже двигаюсь в этом направлении, чтобы сделать там центр медицинской реабилитации. Те же наши пациенты после инсультов смогут проходить там восстановительное лечение под контролем специалистов. Но для начала там надо навести порядок.

Л.А. - Это будет платный центр?

В.М. - Конечно нет! Реабилитация будет проходить бесплатно, по программе государственных гарантий.

Л.А. - А что будет с персоналом стационара?

В.М. - Мы всем гарантируем рабочие места. Более того, все сотрудники уже получили уведомления и перечень должностей во всех подразделениях, куда они могли бы перейти. У нас нет задачи уволить персонал. К тому же Пушкинский район единственный, где в процессе реорганизации здравоохранения не был уволен ни один сотрудник. Все, кто изъявил желание работать дальше, получили рабочие места.

Резюмируя вышесказанное, хочу поблагодарить Вас, Людмила Анатольевна, за активную социальную позицию и неравнодушное отношение к проблемам нашего здравоохранения. Хочу сказать, что все, что сейчас делается, делается для того, чтобы медицинская помощь была доступна не только жителям Пушкино, а всего района. И эти положительные изменения, надеюсь, скоро будут заметны всем. А что касается обращений в вышестоящие органы, конечно, можно писать и губернатору, и президенту, но обращение для ответа почти всегда поступают нам. Поэтому вы можете обратиться к нам напрямую, задать любой вопрос, обрисовать проблему и получить ответ намного быстрее. У нас с 8:30 до 17:00 в рабочие дни работает «Горячая линия» (прием жалоб и предложений от населения) - 8 (916) 364-29-14 и отдел по работе с обращениями граждан - 8 (496) 535-07-07, добавочный 4016. На нашем сайте работает онлайн-приемная главного врача. Если будут еще вопросы - обязательно обращайтесь. И спасибо Вам, что откликнулись на предложение о встрече.

Л.А. - Спасибо, что уделили время. Я согласна со многими аргументами, тем более что большинства моментов мы просто не знали. По поводу пожарной безопасности не совсем согласна, но если есть предписания, против тоже не пойдешь... А за изменениями здравоохранения буду следить на вашем сайте и в соцсетях. Если что, будем обращаться.